Особого контроля требует гигиена медицинских помещений, в которых проводятся различные процедуры. Регулируется стандартами СанПиН для медицинских учреждений. Для обеспечения стерильности требуется общая очистка операционного блока.
Разновидности уборки оперблока
Главное требование к обслуживанию операционного блока — стерильность. По данным СанПиН, виды и способы уборки помещения операционного блока бывают ежедневные и общие. Ежедневная уборка операционного блока включает 4 подвида:
- после операции;
- финал.
- предварительный;
- текущий;
Нормы и требования к ежедневному и общему ремонту изложены в СанПиН 2.1.3.2630-10.
Алгоритм санации каждый день
Любая реструктуризация проходит в несколько этапов. Алгоритм следующий:
- Операционный блок очищается ежедневно утром перед работой. Необходимо удалить осевшую за ночь пыль со всех поверхностей в помещении. Первоначально чистят полированную и никелированную мебель и оборудование. Обрабатывайте их чистыми, а не мокрыми тряпками. Затем хирургические столы обрабатывают влажной тряпкой, смоченной дезинфицирующим средством. Наконец, поверхности пола моют шваброй.
- Регулярная чистка проводится непосредственно перед операцией. Перед началом операции возле операционного стола ставят стерильную емкость для сбора использованных инструментов и расходных материалов. Место, загрязненное биоматериалом, немедленно очищается чистой тканью, смоченной дезинфицирующим средством. Общая очистка операционного блока, такая как ежедневная очистка, является обязательной для обеспечения стерильности.
- Очистка выполняется в конце операции. Это подготовительная мера к очередной операции. Все, что используется во время операции и не требуется для следующей, удаляется из операционного блока. После этого проводится стерилизация, белье меняют на стерильное. Дезинфицирующие средства поставляются в обычном режиме.
- Финальная уборка проводится ежедневно по окончании работы. Включает очистку материалов и оборудования, используемых операционным блоком. Очистите сначала влажной тканью, затем сухой тканью. Хирургические столы и осветительные приборы также обрабатывают влажной тканью, пропитанной дезинфицирующим средством. Все оборудование, столы накрыты стерильными простынями.
Очистка операционного блока начинается с обработки поверхности стен и потолка. Далее обрабатываются рамы и пороги, затем аккумуляторы. На каждую протирку берут новую тряпку. Поверхность пола, плинтусы и прилегающие части стен моют тряпкой или щетками. Генеральная уборка в операционной отличается от ежедневной.
Генеральная уборка
Этот вид дезинфекции также проходит поэтапно. Технология следующая:
- Надеть медицинский халат, шапку (шарф), перчатки, тапочки.
- Освободите операционную от мебели или перенесите в центральную часть.
- Вымойте светильники теплой водой (одна столовая ложка нашатырного спирта на литр воды).
- Вымойте поверхность потолка и стены операционного блока тканью, смоченной дезинфицирующим раствором.
- Обработайте участки за радиаторами и внутри двумя щетками, смоченными дезинфицирующим средством.
- Очистите шкафы, столы и тумбы, оборудование операционной, перевязочный блок влажными тряпками, смоченными дезинфицирующим средством.
- Алгоритм генеральной уборки в операционной по СанПиН включает один час работы ультрафиолетовых приборов.
- Далее необходимо сменить стерильный инвентарь и промыть дезинфицирующий раствор чистой тканью, смоченной проточной водой.
- Продезинфицируйте пол дезинфицирующим средством и чистящим гелем. Включите бактерицидные лампы на 60 минут.
Алгоритм генеральной уборки операционного блока включает отметку о записи генеральной уборки в программе (журнале), которую делает операционная сестра.
Что применяют?
При дезинфекции помещения операционного блока применяют 3% перекись и 0,76% хлорамин. Дезинфицирующие средства для генеральной уборки операционной:
- 2,5-5,7% первомур;
- 3% лизол.
- 0,75% хлорамина;
- 6% перекись;
На основе моющих средств. Операционные моют ведрами, металлическими швабрами, одноразовыми тряпками. После завершения санитарной обработки все многоразовое оборудование хорошо обрабатывается дезинфицирующими средствами, моется и просушивается. Метлы и щетки не используются, так как их нельзя дезинфицировать должным образом.
Инвентарь необходимо разделить индивидуально по назначению в помещениях оперативного и реанимационного отделения для повседневной и общей гигиены. Очистка операционного блока обеспечивает стерильность. Благодаря этому операции проходят без риска заражения.