Как сложилась судьба единственной из женщин Пикассо, чью жизнь он так и не сумел сломать, как ни пытался

В жизни Пабло Пикассо было 7 «главных» женщин, и лишь одну из них он так и не смог сломить, как ни пытался. Франсуаза Жило прожила с Синей Бородой, как впоследствии она называла бывшего возлюбленного, 10 лет, родила от него 2 детей и не только не сошла с ума после разрыва с ним, как некоторые ее предшественницы, но и стала известной художницей и графиком. В ноябре 2020 года ей исполнится 99 лет, а она до сих пор продолжает рисовать.

Редакция AdMe.ru на одном дыхании прочитала мемуары Франсуазы «Моя жизнь с Пикассо», которые прославленный гений не раз пытался запретить печатать, и готова рассказать об истории любви великого художника и той единственной женщины, что смогла «выжить» после встречи с ним.

 

Франсуаза Жило и Пабло Пикассо познакомились в 1943 году в парижском ресторане «Каталонец». На тот момент ей был 21 год, ему — на 40 лет больше. Он подсел за столик, где она сидела с подругой, и, узнав, что обе они художницы, предложил зайти как-нибудь в его мастерскую посмотреть на картины.

Через неделю девушки осмелились прийти в святая святых. Пикассо встретил их с приятной улыбкой и начал показывать свою квартиру. Подруги мечтали увидеть его работы, а вместо этого он долго водил их по разным этажам, хвалился горячей водой и читал лекцию о том, как делать канифоль. Когда девушки уже собрались домой, он все-таки показал несколько картин и предложил приходить к нему еще.

И Франсуаза продолжила навещать Пикассо. Ей нравилось показывать ему свои картины, разговаривать об искусстве и жизни. Но, будучи наслышанной о его выходках, она точно знала, как себя следует с ним вести. Когда он начал оказывать ей недвусмысленные знаки внимания, она спокойно их принимала: знала, что, если сделаться «легкой добычей», он сразу потеряет к ней интерес и отстанет. И это сработало.


Франсуазе тогда не нужны были отношения, она и без того переживала нелегкий период. Ее отец всегда хотел мальчика, поэтому и воспитывал ее как мальчика — учил быть бесстрашной, сильной, преодолевать любые трудности, и это однажды обернулось против него. Он желал, чтобы дочь стала юристом, но, выучившись в Сорбонне и получив степень бакалавра философии и английской литературы, девушка поняла, что мечтает только об одном — о рисовании. Она впервые пошла против воли деспотичного родителя. Произошел страшный скандал, и она переехала к бабушке.

Но отец не желал оставлять все как есть и много раз пытался упечь дочь в сумасшедший дом. Единственной отдушиной для нее тогда было искусство и Пикассо — художник, которым она восхищалась, и единственный человек, в чьем присутствии она чувствовала себя свободно.

Автопортрет Франсуазы Жило, 1952 год.
Они полгода кружили вокруг друг друга, а когда Жило поняла, что испытывает к этому испанскому художнику нечто большее, чем дружескую привязанность, стали любовниками. Франсуаза шла на это с открытыми глазами, заранее зная, что рассчитывать на вечную привязанность со стороны Пикассо не стоит. Но тогда ей это было и не нужно, она воспринимала этого великого человека лишь как очередной вызов: «Я испытывала потребность зайти слишком далеко просто с целью доказать себе, что способна на это. И познакомившись с Пабло, поняла, что передо мной нечто очень значительное, с чем можно потягаться». Возможно, именно отцовская закалка и помогла ей не сломаться после встречи с гением.

А ломаться было от чего. Она на собственном опыте узнала, что значит быть женщиной Пикассо. Если раньше они виделись чуть ли не каждый день, то теперь он сравнивал их отношения с открывшимся окном и предлагал встречаться как можно реже. Да и поведение его никогда не было ровным: если сейчас он был нежен, то в следующий раз обязательно становился грубым и жестким. Однажды он даже заявил, что для него существует только 2 типа женщин — богини и подстилки. «Всякий раз, заподозрив, что я чувствую себя слишком уж богиней, он всеми силами старался превратить меня в подстилку», — вспоминала Франсуаза в своей книге.

Она ни на минуту не забывала обо всех предыдущих любовницах мастера, чьи жизни он уже разрушил, и не собиралась становиться очередной его жертвой. Франсуаза и сама была очень независимой и не думала надолго связывать с ним жизнь. Когда Пикассо повторял, что она для него ничего не значит, что превыше всего он ценит свою свободу, отвечала ему в том же духе или просто смеялась над его выходками и не появлялась после этого месяцами.

Читай продолжение на следующей странице

Как сложилась судьба единственной из женщин Пикассо, чью жизнь он так и не сумел сломать, как ни пытался